Ролан Барт. Цитаты Camera lucida

1. Барт. Р. «Camera lucida» .  Комментарий  к  фотографии  /  Ролан  Барт;  пер.  с фр., послесл.  и коммент.  Михаила Рыклина. –  М.:  ООО «Ад Маргинем Пресс», 2011. –  272 с.:   с фот.

 

«Моя первая находка была следующей: то, что Фотография до бесконечности воспроизводит, имело место всего один раз; она до бесконечности повторяет то, что уже никогда не может повториться в плане экзистенциальном « [1, с. 11]., Случай, Столкновение, Реальность в их самом что ни на есть неумолимом выражении». 

«Фотография как бы постоянно носит свой референт с собой. В центре пребывающего в движении мира фото и его референт поражены любовной и мрачной  неподвижностью; каждый их член плотно приклеен один к другому, подобно тому как  осужденного при некоторых видах пытки приковывают к трупу» [1, с. 13].

 

«Поскольку  Фотография  область  чистой  случайности и ничем иным быть не может (ведь  изображено  всегда  нечто),  в  противоположность  тексту,  который  под  неожиданным  воздействием  одного- единственного  слова  может  перевести  фразу  с  уровня  описания  на  уровень  рефлексии,  она  незамедлительно выдает "детали", составляющие  первичный  материал  этнологического  знания» [1, с.48]

 

«кино  на  первый  взгляд  обладает  перед  Фото  одним  преимуществом:  экран (по  замечанию Базена) представляет собой не кадр, а  тайник;  выходящее  из  него  лицо  продолжает  жить; "слепое  поле"  в  кино  бесконечно  дублирует  частичное  зрение.  А  в  тысячах  фотографий, включая и такие, которые хороши с  точки  зрения studuim'a, я  не  чувствую  ничего  похожего на слепое поле: происходящее внутри  каждого кадра безвозвратно умирает, как только я  его  пролистываю.  Когда  Фотографию  определяют  как  неподвижное  изображение,  это  означает не только то, что фигурирующие на ней  персонажи  не  двигаются,  но  и  то,  что  они  не  покидают  ее  пределов,  как  будто  им  сделали  анестезию  и  прикололи  туда,  как  бабочек» [1, с.86]

 

«Молодые фотографы, которые снуют по миру,  отдавая  все  силы  поиску  новостей,  и  не  подозревают,  что  являются  агентами  Смерти.  Фото  это  способ,  каким  наше  время  принимает в себя Смерть,  а именно, пользуясь  обманчивым  алиби  плещущей  через  край  жизни,  профессионалом  фиксации  которой  в  каком-то  смысле  является  Фотограф.  Смерть  пребывала  в  обществе  в  каком-то  месте;  если  ее  уже  нет (или  осталось  мало)  в  религии,  она  должна  попасть  в  другое  место 

 возможно  в  образ,  который  под  предлогом  сохранения  жизни  производит  Смерть.  Современница  отмирания  обрядовости,  Фотография,  вероятно,  была  связана  с  вторжением  в  наше  современное  общество  асимволической,  внерелигиозной,  внеритуальной  Смерти,  резкого  прыжка  в  буквально  понятую  Смерть.  Парадигма  Жизнь/Смерть  сводится  к  заурядному  щелчку,  отделяющему  первоначальную  позу  от  отпечатанного снимка.  С  появлением  Фотографии  мы  вступаем  в  эпоху  невыразительной  Смерти» [1, с. 138-139]

 

«Фотография  тиранически  подавляет  другие  виды  изображения:  нет  больше  гравюр,  фигуративной  живописи  за  исключением  той,  которая  зачарованно  подчинилась  канону  фотографии.  Кто-то  сказал  мне  в  присутствии  других посетителей кафе: "Поглядите, какие мы  все блеклые. В наши дни изображения выглядят  более  живыми,  чем  люди."  Такая  инверсия  является,  вероятно,  одной  из  отличительных  черт  нашего  мира:  мы  живем  по  законам  обобщенного  воображаемого» [1, с. 175].

 

Комментарии А.Шохова

Книга Ролана Барта «Camera lucida»– последняя из написанных им, она была завершена незадолго до его смерти, и через три года после смерти его матери. Многое в книге автобиографично, и безумие фотографии, о котором он пишет, символизирует боль его личной потери: любимый человек на фото выглядит реальным, тем, кто был реальным, но кого сейчас нет, чей взгляд без зрения пронизывает время. Он пишет о том, что некоторые фотографии улавливают его внимание, становятся своеобразными ловушками благодаря часто небольшой детали, которая разрывает континуум фотографии, вступает в контрастирующее противоречие, подчёркивает нечто такое, что позволяет буквально прочувствовать безвозвратно ушедший момент времени. И потому отношение времени и фотографии становится для него глубоко символичным: ведь раньше, до изобретения фото, мы не имели столь явных застывших свидетельств моментов прошлого. Для Ролана Барта фотография – это форма смерти, которая проглядывает через изображение, даже если они изображают самые яркие и незабываемые моменты жизни. 

Возможно, Ролан Барт не знал (во всяком случае он не упоминает об этом), что фотография изначально стала бизнесом именно благодаря фотографированию умерших, она заменила собой традицию посмертных масок. Странно, что в тексте Барта этого нет, хотя в викторианской Англии это была вполне обычная практика (http://energia.livejournal.com/86492.html).

Интересно, что Барт предсказал два пути демистификации и «приручения» фотографии: превращение её в искусство, и превращение её в банальный массовый продукт. Оба варианта в наши дни успешно реализуются: мы уже не задумываемся о мистической силе фотографии, об отпечатке времени, о мгновенной смерти умирающего на фото мгновения реальной жизни, да и о многом другом. Привычное перестаёт изумлять, пугать или радовать нас по-настоящему. И каждый из нас теперь и фотограф, и зритель, и объект для фотографирования, иногда даже в одном лице (когда мы делаем «селфи»). Мы не задумываясь говорим о том, что можем создать совершенно полный цифровой отпечаток всей своей жизни, не понимая, что это фактически продление себя в прижизненное пространство смерти. 

 

Вот несколько фотографий Ролана Барта, которые в контексте его книги воспринимаются совершенно по-особенному:

Bart art1

 

 

Bart art2

 

Bart art3

louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher peuterey outlet online peuterey outlet online peuterey outlet online peuterey outlet online peuterey outlet online barbour pas cher barbour pas cher barbour pas cher barbour pas cher barbour pas cher woolrich outlet online woolrich outlet online woolrich outlet online woolrich outlet online woolrich outlet online parajumpers pas cher parajumpers pas cher parajumpers pas cher parajumpers pas cher parajumpers pas cher parajumpers pas cher stone island outlet stone island outlet stone island outlet stone island outlet stone island outlet stone island outlet moose knuckles outlet usb backpack outlet happiness outlet down jackets outlet cappotti italia outlet fjallraven outlet